Зона экологического бедствия это

Режим природопользования

Все вопросы, касающиеся экологии, в нашей стране регулируются на законодательном уровне. Понятие зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций уже давно прочно вошли в обиход, но рядовые граждане часто путают их между собой. В действительности они имеют много схожего, но в ключевых моментах заметно различаются.

В данной разделе мы дадим читателям определение именно зоны экологического бедствия. Согласно законодательству, под этой формулировкой принято понимать территории, находящиеся в РФ, которые в результате какой-либо деятельности претерпели серьезные и необратимые изменения окружающей среды. Это повлияло на здоровье населения, нарушило экологическое равновесие, а также привела к разрушению экосистемы региона. В свою очередь, подобная преступная деятельность стала первопричиной вымирания или деградации некоторых видов флоры и фауны.

Объявить какую-либо территорию зоной экологического бедствия в России можно только после тщательного исследования. Для этого создается специальная комиссия, куда входят лица, назначенные федеральными органами, отвечающими за природоохранную деятельность.

Даже в случаях, когда урон, нанесенный природе, оказывается существенным, не всегда происходит объявление территории зоной бедствия. Ведь в этом случае вступают в силу многочисленные ограничения в пользовании данными землями, о которых мы расскажем немного позже.

Режим зоны экологического бедствия предполагает введение определенных норм природопользования. Мы приводим их в следующих пунктах списка:

  • Запрет на любую деятельность, ухудшающую экологическую ситуацию. Единственный вид деятельности, разрешенный на подобных территориях, может быть связан с обеспечением жизнедеятельности местного населения.
  • Приветствуется строительство объектов, которые должны снизить загрязнение окружающей среды и обеспечить социальные потребности населения.
  • В случаях, когда происходит приватизация тех или иных государственных объектов, собственники должны выполнять в полном объеме обязательства, наложенные государством, способствующие стабилизации экологической ситуации.
  • Страхование экологических рисков.

Последний пункт нуждается в некоторых пояснениях, так как не всегда читателям может быть понятно, что подразумевается под данным действием. В зонах экологического бедствия, имеющих этот статус официально, государство обязывает производить страхование экологических рисков организации, которые теоретически могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Зона экологического бедствия это

Зоны экологической катастрофы — территории, где из-за деятельности человека или разрушительные силы природы возникли стойкие или необратимые негативные изменения в окружающей среде, которые привели к невозможности проживания на них населения и ведения хозяйственной деятельности.

Челябинск-65 (ПО »Маяк») в 1957 p., Радиационные аварии в Айдахо-Фолс (США, 1961), г.. Шевченко (1974), Ок Ридж и Три-Майл-Айленд (США, 1961), Сосновый Бор ( Россия, 1992).

Зоны повышенной опасности — территории, где в результате человеческой деятельности или сил природы возникли стойкие негативные изменения в окружающей среде, которые ставят под угрозу здоровье и жизнь людей, сохранения природных объектов, ограничивают ведения хозяйственной деятельности (подтопление населенных пунктов вдоль Северо Крымского канала, канала Дунай-Днепр, оползневые процессы на побережье Одессы, возможны разливы нефти на поверхности Черного моря после начала функционирования нефтяного терминала в г.. Южном).

Зоны чрезвычайной экологической ситуации — участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофонда растений и животных (разливы нефти с танкера Престиж» у побережья Франции и Испании, затопление населенных пунктов во время разлива рек в Закарпатье, затопление городов Европы во время массового выпадения осадков в январе 2003 p., эпидемия холеры в районе Николаева за низкого качества воды в р. Южный Буг).

Предлагаем ознакомиться:  Отменить усыновление ребенка жены

Зоны экологического бедствия — участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны (смог над городами Донбасса и Приднепровья, обвалы домов в центре Одессы из-за Наличие под городом каменоломен — катакомб, высыхание Аральского моря из-за удаления воды для орошения в бассейнах рек Амударья и Сырдарья).

Зона экологического бедствия это

Экологическое поражения — значительное региональное или локальное нарушение условий среды, что приводит к деградации местных экосистем, хозяйственной инфраструктуры, угрожает здоровью и жизни людей, наносит значительный экономический ущерб. Наиболее ярким примером экологического поражения может служить ядерная война и ее последствия.

• природные катастрофы и стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения, ураганы, эпидемии)

• антропогенные (техногенные) катастрофы (промышленные и коммуникационные аварии, взрывы, обвалы, разрушение домов, пожары)

2. Протяжные во времени — последствия чрезвычайных ситуаций, катастроф (химические и радиационные загрязнения).

Зоны экологического бедствия являются «другой стороной медали» особого эколого-правового режима территорий. В отличие от «позитивного» режима ООПТ, устанавливаемого для уникальных и редких природных объектов и комплексов, нуждающихся в сохранении в естественном виде, у зон экологического бедствия «негативный» правовой режим, вызванный необходимостью скорейшего восстановления деградировавших экологических систем.

В настоящее время площадь экологически неблагополучных районов составляет 2 млн кв. км, что равняется 10– 15% всего земельного фонда России. На этих территориях примерно в 300 населенных пунктах (включая такие крупные города, как Уфа и Нижний Новгород) проживает около 60 млн человек, а примерно треть заболеваний их жителей обусловлена экологическими факторами.

Ранее действовавшее экологическое законодательство выделяло две разновидности зон экологического неблагополучия: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. В соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, система территорий экологического неблагополучия включает сейчас только зоны экологического бедствия.

Зоны экологического бедствия – это такие участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

1) отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия, содержащего четкое правовое регулирование механизма создания таких зон и особенностей правового статуса этих территорий;

Зона экологического бедствия это

2) оздоровление неблагополучных территорий должно предположительно происходить, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, а также средств непосредственных виновников деградации окружающей среды. Однако представительные органы власти всех уровней, и, в первую очередь Государственная Дума Федерального Собрания РФ не стремятся предусматривать в бюджетах дополнительные статьи расходов, которые будут весьма значительны;

3) неясны последствия придания определенной территории правового режима зоны экологического бедствия. Закон об охране окружающей природной среды 1991 г. лишь наметил контуры механизма оздоровления зон экологического неблагополучия, а закон об этих зонах не был принят. Не содержит соответствующих правовых норм и Закон об охране окружающей среды. Поэтому до сих пор ни одной территории в России не придан статус зоны экологического бедствия.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько действует генеральная доверенность

Практика охраны окружающей среды на таких экологически неблагополучных территориях пошла тремя путями.

С одной стороны, путем принятия постановлений Правительства РФ о разработке специальной федеральной целевой программы восстановления определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой (на пример, в городе Братске) или установлением перечня первоочередных мероприятий (город Череповец).

С другой – путем разработки специальной экологической программы по реабилитации радиационно загрязненных участков территории, финансируемой за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов. Под радиационно загрязненным понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и для окружающей среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на нем снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов.

В-третьих, наряду с принятием указанных программ, социальная защита граждан, пострадавших от экологических катастроф, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который распространяет свое действие на территории, пострадавшие от аварии и подвергшиеся радиационному загрязнению.

На этих территориях выделяются зоны с особым правовым режимом, что влечет ряд юридических последствий. Так, ограничивается или запрещается деятельность, отрицательно влияющая на состояние окружающей среды; в административном (а не судебном) порядке назначаются социальные пособия и компенсации пострадавшим за вред, причиненный катастрофой и т.д.

Таким образом, фактически (по правовым последствиям) часть территории страны, пострадавшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, является зоной экологического неблагополучия (зоной экологического бедствия), однако юридически статус, указанный еще в Законе об охране окружающей природной среды 1991 г.

Классификация экологической обстановки

Специалисты, занимающиеся охраной и изучением окружающей среды, разделяют экологическую ситуацию в регионах на несколько категорий. Мы перечислим их, начиная с самой благополучной:

  • относительно удовлетворительная;
  • напряженная;
  • критическая;
  • кризисная;
  • катастрофическая.

Установленная кризисная категория в официальных документах может послужить поводом для объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации. В свою очередь, оценка экологической обстановки как катастрофическая является первым поводом для того, чтобы ввести статус зоны экологического бедствия.

Комиссии, работающие в регионах, оценивая состояние окружающей среды, обычно ориентируются на четыре основных показателя:

  • воздух;
  • вода;
  • продукты питания;
  • ионизирующее излучение.

Проведя пробы и замеры, специалисты могут определить, насколько серьезные и необратимые последствия нанесла деятельность человека экосистеме.

Порядок введения статуса экологического бедствия

Не каждую территорию, где отмечаются серьезные проблемы с экосистемой, можно объявить зоной экологического бедствия. Критерии для принятия данного решения кажутся довольно простыми:

  • Реальная угроза для здоровья людей. В случаях, когда в определенных регионах значительно увеличивается уровень заболеваемости и смертности среди местного населения, то это становится веским поводом для объявления чрезвычайной ситуации.
  • Нарушения в экосистеме.
  • Резкое ухудшение условий любой деятельности человека на тех или иных территориях.

К сожалению, подобные критерии подходят для многих регионов и мест на территории России. Однако в законе присутствует и ряд оговорок. Процесс инициирования введения статуса экологического бедствия возможен только тогда, когда ситуацию невозможно исправить мерами, принятыми на местном уровне.

Чаще всего оценка экологического состояния территории проводится в соответствии с более расширенными критериями, чем те, которые мы привели в данном разделе. Они разрабатываются уполномоченными органами власти и используются во время работы комиссии.

Предлагаем ознакомиться:  Общественный экологический контроль осуществляется в целях

Кто принимает решение о статусе экологического бедствия?

Объявить территорию зоной чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия можно только по результатам работы особой комиссии. Об этом мы уже упоминали. Однако инициировать данный процесс может довольно широкий круг субъектов.

К ним можно отнести органы самоуправления, государственной власти, местные службы, отвечающие за охрану окружающей среды. Также граждане обладают правом участвовать в этом процессе. Примечательно, что равные права имеют и обычные граждане, и общественные организации, а также политические партии.

Все перечисленные выше субъекты могут принимать непосредственное участие в работе комиссий по оценке экологического состояния. Они имеют возможность инициировать сам процесс, запрашивать необходимые документы в любых государственных структурах, оказывать помощь по восстановлению тех или иных объектов.

Определение границ

Естественно, что тяжелая экологическая ситуация складывается на определенных территориях, чьи границы подчас определить довольно сложно. Поэтому с целью определения границ производятся особые работы.

Зона экологического бедствия это

Чаще всего для этого просматриваются административные территориальные единицы. После этого зона экологического бедствия устанавливается в пределах меньшей территориальной единицы. В случаях, когда экосистема нарушена в разных регионах, то рассматривается внешняя граница. Именно по ней устанавливается зона экологического бедствия.

Снятие присвоенного территориям особого статуса

Правительство Российской Федерации принимает решение о статусе тех или иных территорий приблизительно через месяц после получения соответствующих документов. За этот же срок разрабатываются меры, которые должны в указанные сроки в лучшую сторону изменить экологическую ситуацию.

Комплекс мероприятий включает в себя в первую очередь обеспечение населения питьевой водой. Также на государственном уровне отслеживается уровень выброса вредных веществ в атмосферу и сточные воды.

Серьезные мероприятия проводятся по оздоровлению местных жителей, попавших в зону риска. Они должны быть обеспечены качественными продуктами, витаминами, БАДами и медикаментами. Параллельно организуются оздоровительные мероприятия для детей.

В местах, признанных зонами экологического бедствия, по особому организовано медицинское обслуживание. Население проходит регулярную диспансеризацию, а многие препараты выдаются абсолютно бесплатно.

Зона экологического бедствия это

Социальная политика является еще одним пунктом в комплексе мер, поэтому жители в зонах экологического бедствия без каких-либо проблем обеспечиваются жильем, работой и иными благами, предусмотренными законодательством.

Процесс снятия установленного статуса, как и его введение, занимает определенное количество времени. Начать процесс могут любые органы власти, но выносит решение только правительство Российской Федерации. Напомним, именно оно обладает единоличным правом принимать решения подобного уровня.

Заключение

Вопросы экологии должны беспокоить каждого человека без исключения. И в России, к сожалению, достаточно мест, претендующих на статус зоны экологического бедствия. По результатам некоторых исследований в список десяти самых грязных мест планеты вошли три российских населенных пункта. К ним специалисты отнесли Дзержинск, Норильск и Дальнегорск. В этих городах ситуация дошла уже до критического уровня опасности и требует серьезного вмешательства со стороны властей.

Надеемся, что наша статья станет для некоторых читателей поводом заинтересоваться экологической ситуацией в своем регионе и начать борьбу за ее улучшение. Ведь от наших сегодняшних действий на прямую зависит то, на какой планете будут жить наши дети и внуки.

Оцените статью
Ответ юриста
Добавить комментарий

Adblock detector