Старый железнодорожный мост – самый длинный памятник Ульяновска
18-12-2012,20:12

Старый железнодорожный мост является неотъемлемой частью архитектурного пейзажа нашего города. Он уже давно стал одной из визитных карточек Ульяновска и не зря. Ну во-первых он очень красивый, а во-вторых с этим мостом крепко связана история Симбирска, а затем и Ульяновска... Почти столетие, скованные железной цепью, стоят его каменные опоры.

Лучший вид на старый мост открывается с бульвара Новый Венец. Так что если хочешь получить хорошие фотографии с волжскими видами, то тебе туда. Видишь его? Нет, это не та длинная сосиска, что слева. Слева – это новый мост и он еще не заслужил того, чтобы о нем говорили... Нам нужна вот та ажурная металлическая плетенка, что справа! Вот это и есть наш старый мост, и он тоже смотрит на тебя, как смотрел когда-то волжских плотогонов, колесные пароходы, каторжников, баржи груженые зерном и оружием, артобстрелы Гражданской войны и военные тревоги Отечественной. Его кромсали снарядами и рвали динамитом, он видел тысячи аварий, он горел, его таранили лодки и теплоходы, но он продолжал стоять… К сожалению он не может говорить, но он может видеть. Снимай, на тебя смотрит сама история!

 

 

Мостовые вехи:

 

Крестный отец

Решение о строительстве железнодорожного моста через Волгу было принято Петром Аркадьевичем Столыпиным во время его визита в Симбирск в сентябре 1910 года. Председатель Совета министров специально заехал на несколько часов в Симбирске, чтобы обсудить вопрос о строительстве моста. Участие в «круглом столе» также приняли председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий, симбирские купцы и почётные горожане, которые доказали министру необходимость и важность строительства моста для экономики города. Столыпин этой идеей проникся, понял народнохозяйственное и стратегическое значение волжского мостового перехода и в 1913 году строительство моста началось. Так что крестным отцом волжского моста можно смело назвать Петра Аркадьевича Столыпина.

 

 

Ну а автором проекта стал русский инженер Николай Аполлонович Белелюбский, который до этого построил в России около 100 мостов.

 

 

В октябре 1916 года строительные работы были завершены. Мост был построен в сжатые сроки, всего за два с половиной года. Причем за время строительство моста не погибло ни одного человека.

 

 

В знак признательности за помощь в строительстве крупнейшего на тот момент в Европе железнодорожного моста симбиряне установили Столыпину бюст в центре города.

 

 

Сокровище на глубине и на чермете

При закладке моста под одну из его опор заложили большой слиток серебра. Вот писал по этому поводу свидетель тех событий Иван Михайлович Якушин. При закладке моста 3 марта 1913 года присутствовало более 250 человек. Под его шестую опору была заложена серебряная пластина размером 60х35 см с гербом России и Симбирска и текстом, указывающим день закладки.

«Пластину обернули в вощёную шёлковую ткань, вложили в нишу, залили эвкалиптово-вишнёвым маслом, закрыли мраморной доской, залили раствором Сенгилеевского цементного завода, заложили 13 камней в подошву будущего устоя. Стоимость доски составила 461 рубль золотом»...

Кстати, серебряная пластина слала не единственной драгоценной частью моста. По словам того же Якушина в ходе официального открытия моста через Волгу, которое состоялось в октябре 1916 года, в мостовую конструкцию были заклепали три традиционные серебряные заклёпки.

Несколько лет назад практически все мостовые конструкции были заменены. Так что серебряные заклепки скорее всего так же были отправлены на переплавку.

 

«Освобожденный»

Новый мост был назван «Императорским Его величества Николая II», но в 1917 году он был переименован и стал называться мостом Свободы. Описание этого события также можно найти у Якушина. «Я, срочно взяв двух рабочих с ломами и топорами, побёг срывать деревянные мемориально-титульные доски на колоннах входного портала моста, где ярким золотом на весеннем солнечном свете нахально, бесстыдно красовалось имя: «Император Николай II». С этого дня стали именовать его «Мост Свободы», а на порталах, чтобы не споткнуться ещё раз на какие-нибудь неожиданности, уже никаких досок не вешали».

Увы, мост освободили лишь только на словах. Работы у него меньше не стало. Хотя освободили, лишь на словах, не только его.

 

Железный трофей

В годы Гражданской войны мост принял свое боевое крещение. 21 июля 1918 года город был взят белогвардейскими частями подполковника Владимира Каппеля. Отряды Каппеля, обойдя город с юга, захватили позиции красных. В районе Винновской рощи состоялся бой экипажа стоящего здесь красноармейского бронепоезда и каппелевцев. Поняв, что вывести поезд из города не удастся, красноармецы решили сбросить бронепоезд с волжского моста. Однако сделать это они так и не смогли. Едва красноармейцы успели разобрать рельсы на мостовом прогоне, как с левого берега к мосту подошли отряды белочехов. Бойца КА бросили бронепоезд и уплыли по Волге от греха подальше.

Брошенный на мосту бронепоезд.

 

Вошедшие в город белые починили пути, отремантировали бронепоезд, нарекли его "Орликом" и включили его в свой боесостав. 

 


Однако военные приключения волжского моста на этом не закончились. В сентябре 1918 года, во время отступления белогвардейцев из Симбирска, один из его пролетов у левого берега был взорван.

 

 

Ферму взорвали по приказу Каппеля. Сделано это было для того, чтобы задержать наступление красных. Упорные бои за мост продолжались больше недели.

 

 

Впоследствии, после отступления белочехов, железнодорожное сообщение было восстановлено.

 

Приживалка

В 1956 году к мосту железнодорожному пристроили вторую ветку – автомобильную. Опоры нужно было прирастить и для этого использовали водолазов в числе которых был и отец моего друга – Борис Евсеевич Эмерель.

В отличии от железнодорожного моста, выполненного в заклепочных соединениях, автомобильный изготовлялся сварным способом, что стало своего рода новшеством. К весне 1958 года расширение было завершено. Берег и мост подняли, железнодорожные пути возвратили на прежнее место и в августе 1958 года автомобильный мост заработал.
 

Рваные раны

5 июня 1983 года ульяновский мост протаранил теплоход «Александр Суворов».

 

 

В это трудно поверить, но причиной столкновения стала халатность рулевого и вахтенного штурмана, которые направили теплоход в более низкий пролет моста.. Рулевой и вахтенный штурман отвлеклись и «Александр Суворов» на полной скорости врезался в шестой пролет моста, через который не могли пройти даже суда меньших габаритов.

 

 

Дело было вечером и веселье на теплоходе «Александр Суворов» было в полном разгаре. На четвертой шлюпочной палубе уже не протолкнуться…

Удар как лезвием срезал, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, которые были до отказа забиты людьми. Верхней палубы просто не стало. Рубка сложилась и как острой заточенной лопатой стала рвать на части и сметать в воду всех, кто находился на четвертой палубе. В это время опрокидываются вагоны товарняка, идущего по мосту. На теплоход падают бревна, высыпается зерно, с рельс срывается цистерна с бензином, но чудом застревает в перекрытиях. Через секунды – ничего: ни рубки, ни кинозала и только повсюду изуродованные и покалеченные люди. Еще живые люди тонут. Из воды в сумерках раздаются ужасные крики, а музыка как будто в насмешку, все еще несется из репродукторов.

 

 

…В Ульяновска катастрофически не хватает гробов. Люди, никогда прежде не предполагавшие, что им когда-нибудь придется сколачивать гробы, берутся за эту за работу.

Хирурги работают, как в полевом госпитале. Их работу осложняет то, что у пострадавших в основном рваные раны. Очень сложно их промывать и обрабатывать. Мелкая угольная крошка попав в раны, окрашивается кровью и делается невидимой...

В той страшной катастрофе погибли 176 человек.

Впоследствии тела рулевого и вахтенного штурмана подняли со дна Волги. Алкоголя в их крови не обнаружили. В результате следствие пришло к выводу, что дисциплину на судне не смог обеспечить его капитан. Суд приговорил его к десяти годам лишения свободы…

5 июня 2000 года у моста был установлен высокий железный крест в память о погибших в катастрофе

Кстати это не единственная авария теплохода «Александр Суворов». Еще одна случилась с ним 31 мая 2008 года на канале имени Москвы. Теплоход с 300 пассажирами на борту вышел из Северного речного порта рейсом в Тверь. Во время шлюзования корабль ударился о конструкцию канала. Корма судна получила повреждения. К счастью, на сей раз никто не пострадал. Всех пассажиров отправили в Москву автобусами. Причиной случившегося стал выход из строя рулевого устройства теплохода.

Корабль вскоре восстановили и он снова совершает круизы по «Волге». В связи с этим хочется верить, что знаменитая пословица о том, что «Бог троицу любит» в случае с «Суворовым» не сработает…

 

Новые пролеты

В 2003 году на железнодорожном мосту через Волгу началась замена пролетов, после того, как, по мнению специалистов, у старых конструкций появилась так называемая «усталость металла». Новые пролетные строения моста рассчитаны на большие нагрузки и предназначены для современных – более тяжеловесных составов.

 

Уничтожение старых пролетов моста.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Данный вопрос позволяет выяснить не являетесь ли Вы спам-ботом.
Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.